Тулеев признал, что угольная промышленность переживает нелучшие времена: и цены падают, и с транспортировкой бывают проблемы.
"Главное долгосрочное направление - акцент на глубокой переработке полезного ископаемого... Из переработанного угля можно получать 130 видов химических полупродуктов и более 5 тысяч видов продукции смежных отраслей", - отметила Матвиенко. По словам Тулеева, область уже взяла такой курс.
Не менее привлекательным, убеждена спикер, выглядит направление по развитию энерго-угольных кластеров, когда создается замкнутый технологический комплекс, повышающий устойчивость экономики региона. Губернатор поддержал ее, добавив, что кластеры позволяют поставлять в регионы не уголь, а готовую электроэнергию. "Но сейчас время такое: каждый хочет по-быстрому построить и потом через три дня получить прибыль. А здесь надо вложить, а прибыль ты получишь только лет 15 спустя. Трудная работа, но она идет. Кемеровская область уже сейчас входит в первую десятку субъектов России по количеству созданных высокопроизводительных рабочих мест", - сообщил Тулеев.
Еще одной задачей и государства, и бизнеса является забота о социальной защищенности граждан. Валентина Матвиенко похвалила Кемеровскую область за глубокое понимание этой проблемы. "Большой поддержкой для жителей региона стала адресная система социальной защиты населения, пожалуй, одна из самых сильных в России. Льготами в Кузбассе пользуются около миллиона человек: инвалиды, пожилые люди, семьи с детьми", - отметила она.
Кроме того, в Госдуме находится законопроект об обеспечении социальной защиты работников угольной отрасли. "Совет Федерации готов стать локомотивом его продавливания, поскольку он очень важен для жителей Кемеровской области", - заявила Матвиенко.
Наконец, чрезвычайно важна безопасность работников угольной промышленности. Кемеровская область одной из первых приняла ключевой закон об усилении ответственности за нарушение условий охраны труда на угольных предприятиях. Тем не менее спикер Совфеда признала, что совершенствование законодательства в этой сфере еще не завершено. "Даже то законодательство, которое существует, не выполняют. Тут ответственность лежит на собственниках шахт: они в первую очередь отвечают за безопасность жизни людей. В случае нарушений надо спрашивать с них по полной, иначе принятые законы не будут эффективно исполняться", - полагает Матвиенко. Для злостных нарушителей возможно дальнейшее ужесточение ответственности по парламентской линии.